07 Декабр 2018
При этом основу эволюции, а скорее революции в развитии человеческого общества, составляют два базисных фактора – достижения науки и технологический прогресс. Но для того, чтобы данные факторы активизировались на определенном историческом этапе, необходимо было сочетание грамотного государственного управления и умелого применения экономических законов.
Ни первое, ни второе не предполагало и не предполагает использование религии в качестве идеологии государственного менеджмента. В современных условиях все попытки через призму какой бы то ни было религии оценивать материальную сферу деятельности, процессы управления государством, явления политической и, главное, экономической жизни, неизбежно окончатся фиаско. В этом плане любая религия в силу своей догматичности и иррациональности неизменно будет тормозом в эволюционном развитии.
В данном контексте, по меньшей мере, наивным представлялось стремление руководителей террористическо-экстремистской Партии исламского возрождения (ТЭО ПИВ) политизировать ислам для обоснования своей борьбы за власть. Они не могли понять простой истины: в догматических положениях религии, возникшей в конкретно-исторической обстановке седьмого-восьмого веков, просто физически не может содержаться рецептов управления государством в условиях глобализации, сложнейшем переплетении геоэкономических, геополитических, демографических и иных составляющих системы международных отношений. Политическая, управленческая, властеобразующая функция ислама, актуальная и прогрессивная на заре зарождения этой религии, давно уже исчерпала свой ресурс, перестала быть адекватной изменившейся реальности.
Совсем другое дело - духовная сфера жизни верующих. Здесь позиции ислама по-прежнему сильны. Его воспитательная роль, значение в пробуждении у верующих стимулов к морально-нравственному совершенствованию, постижению наук, внесению позитивного вклада в укрепление государственности и согласия в обществе не только не снизились, но и, напротив, возросли многократно.
Причины подобного явления заключаются в том, что глобализация в значительной мере привнесла много негатива именно в сферу духовной жизни, обусловила потребность людей в поиске, образно говоря, идеологического скафандра, защищающего от новых разрушительных веяний в виде массовой культуры, маргинальных течений, а порой и деградации традиционных культурно-нравственных ценностей.
Между тем, ТЭО ПИВ, была увлечена политизацией ислама, упустила этот момент, самоотстранилась от решения задачи возрождения духовной основы ислама, истинных исламских ценностей, которые вовсе не заключаются в длине бороды верующего и показной набожности. В результате, население стало видеть в исламе не столько систему морально-нравственных ценностей, сколько идеологию борьбы за власть. Именно поэтому различным религиозно-экстремистским организациям таким как «Исламское государство» (в народе «Шайтанское государство»), «Хизб-ут-тахрир», «ИДУ», «Чамоат-Таблиг» удалось распространить смердящее влияние и вовлечь в свои сети неискушенных верующих.
И хотя руководством Таджикистана были своевременно предприняты необходимые меры по нейтрализации экстремистских структур, опасные последствия их деятельности и наследие до сих пор сказываются в жизни таджикского общества. Основой всем этим проблемам была ТЭО ПИВ.
Так что сегодня активистам и членам ТЭО ПИВ, которые находятся за пределами Республики Таджикистана необходимо направить усилия на осознания своих ошибок, сделать соответствующие выводы, а не организовывать митинги возле посольств Таджикистана в Европе и позорить свой народ. Вследствие чего, с большой вероятностью не придется обвинять власти Таджикистана в политическом преследовании и неправомерных действиях по отношению к ним.
Парвиз Мусоев, историк