22 Октябр 2018
С этой целью в области был создан и функционирует по настоящее время межведомственный штаб органов по обеспечению безопасности. 16 октября руководство и ответственные члены штаба выступили перед активистами и общественностью Горно-бадахшанской автономной области и поделились мыслями о первых результатах деятельности штаба. Далее мы предлагаем вниманию читателей полный текст нескольких выступлений без изменений.
Выступление и.о Председателя ГБАО Ёдгора Файзова на встрече с активистами и общественностью ГБАО:
Уважаемые присутствующие!
Хочу высказать свои суждения относительно сложившейся нынешней ситуации в городе Хорог, в Горно – Бадахшанской автономной области. В течение 16 дней нахождения на этой должности, прежде всего, выражаю своё уважение и огромную благодарность Лидеру нации, тем лицам, которые круглые сутки трудились в штабе, матерям, сёстрам и интеллигенции, работникам государственных органов. Слаженность и взаимопонимание в работе позволили нам в течение одного месяца выполнить поручения Его Превосходительства, и надо сказать, что решение этих проблем требует определенного времени, и за один месяц, безусловно, невозможно решить все трудности.
Решение некоторых вопросов требуют времени. Я хотел бы внести здесь новшество, мы много говорим об организованных группировках, преступных группировках в официальных средствах массовой информации и в социальных сетях. Каждый задаётся вопросом, кто эти люди, почему не называют их конкретные имена? Те люди, о которых мы говорим, являются главарями организованных преступных группировок. Здесь Мунаввар, там есть Толиб, вон там Бокир, здесь силён Хурсанд, а там Ёдгор. Давайте говорить по – мужски, о ком и о чём идёт речь. Наверняка вы знаете о той встрече в зале дворца спорта, там собрались почти 500 – 600 человек. Вся молодёжь, я думаю за 27 – летнюю историю впервые в открытой форме высказала свои мнения о том, что кто совершал ошибки. Кто совершил то или иное дело или преступление. Да, такая открытость была впервые. Здесь также выступили Толиб, Зохир, Кувват и другие.
Всё, что они хотели по отношению государственных структур они высказали, я тоже, как бывший работник Организации Ага – Хана высказал своё мнение о них, и о делах, которые они совершили. Они предложили, что если проблема заключается только в нас пятерых человек, то мы сами пойдём и сдадимся. Я сказал, это прекрасно, но вы никогда не сможет это сделать.
Хорог не место для конфликтов. Мы сегодня видим по телевизору, что творится в Дамаске, Алеппо, Ираке и других местах. Сегодня десять миллионов людей вернулись в свои опустошённые родные места, ищут свои дома, не могут найти, всё разрушено. Ничего не осталось от тех прекрасных городов. Во время встреч с работниками Фонда Агана Хана они со слезами на глазах рассказывают о Сирии, какой она была до войны, о Ливии, какой эта страна была до конфликтов, вспоминают об Ираке, Йемене, какими они были красивыми и благоустроенными до войны. Какими прекрасными были эти страны, и что с ними произошло теперь.
Я обратился с просьбой к Лидеру нации, что Хорог не место для войны. Жители и без того имеют множество проблем. И без этого каждый день ко мне приходят десятки людей с проблемами, что не имеют дома, и что живут в гараже, в сарае. Жалуются, что испытывают трудности с водой или же столкнулись с другими проблемами.
Если будет война, то куда деваться населению в зимнее время. Я знаю, что с того чердака или с того окна произойдёт выстрел в сторону Правительственных Вооружённых сил. В ответ, что будет туда направлено. От 9- ти, 4 – х и 10 – ти этажных зданий не останется и следа. Тогда, что подобно Сирии… установим палатки, и тысячи человек зимой будут жить в них. Слава Богу, сегодня государство дало нам возможность. Давайте сдадим оружие. Живите мирной жизнью в Таджикистане, на своей Родине.
По-моему, даже Анушервони Одил, прозванный Справедливым, во время своего царствования не предоставлял такой возможности, и об этом говорили на собрании. и на всех встречах. Сегодня от простого народа государство просить лишь сдать оружие. Не говорят: иди, собери оружие, не говорят: иди и конфликтуй с ними.
Просьба, не подвергайте опасности свою жизнь и жизнь своих детей. Эта единственная просьба, которую требуют от народа. Но, к сожалению, несмотря на столько встреч, на проделанную работу, люди не в состоянии сделать этого. Как сказал Саймумин Сатторович, они не могут справиться со своими детьми. На той встрече мне сказали, что я как председатель объявил войну. Я ответил, что если бы Лидер нации намеревался воевать, то меня бы не назначили на эту должность. Здесь бы был другой человек, со звездой на плечах.
Сегодня все политики мира, все аналитики, все политические партии удивлены тем, что, как Его Превосходительство назначил директора Фонда Ага Хана исполняющим обязанности председателя области. Вы знаете, какие разговоры были в прошлом, отношения организации Ага –хана с Правительством было таким, отношения Его Превосходительства с Его Высочеством такие. В итоге один из ключевых лиц Организации Ага Хана является исполняющим обязанности председателя области.
То было другое время. Сейчас другое государство. Это не то государство, которое просит хлеба, муки, или что – нибудь другое. Мир изменился. Таджикистана смог соответствовать новой политике, продвигать свою жизнь. Как говорится, сегодня волнуют вопросы сбора урожая хлопка, фруктов и мяса. Мы же говорим о том, что, сколько оружия мы собрали за пять лет, сколько наркотиков.
Меня спросили об организованных группировках, кто они и какое их количество?
Ладно, если Ёдгор имеет 50 – 100 человек, Толиб – 50 – 100 человек, Хурсанд -50 – 100, Бокир – 50 – 100, другие же где? Что сегодня 300. 400 , 1000 человек? Тысячу человек против государства, имеющего миллион солдат и офицеров.
Однако говорят, что среди них находятся 1000 хороших молодых людей. Вот проблема. Сегодня, если разговор стоит о 200, 300 или 500 человек, то это можно решить за сутки. Но мы за эти 20 лет нанесли урон разуму нашей молодёжи. Они выросли под влиянием улицы.
У них есть родители, но они неделями не бывают дома. Где они находятся? На дежурстве. Дежурный. Как могут заснуть родители, если их сын целую неделю не был дома. Все мысли о нём. Ничего невозможно сделать и предпринять. Что ест, что одевает, где моет руки, ничего не можем поделать. Родители просят, чтобы забрали сына в армию с тем, чтобы он смог избавиться от этих преступных групп. Вместе с тем, отмечают, чтобы не говорили сыну об этой их просьбе. Родители боятся своих детей. Просят, не говорите, что это мы обратились с таким предложением, как – нибудь сами заберите его в армию. были многие семьи, которые помогли своим сыновьям сбежать, чтобы они не примкнули к группам, увезли их. Поэтому я опасаюсь не за оружие, хотя если даже у них есть оружие, я не боюсь, они не смогут ничего сделать.
Я беспокоюсь за неправильную идеологию, узкое мировоззрение этой молодёжи.
Все это наши жители. Я сам, ещё в 2001 году, когда был назначен генеральным директором программы социального развития горного региона, поехал в Душанбе, тогда моя жена и дети плакали, что уезжаем с Хорога. Теперь их менталитет изменился. В нашем доме соседка из Согдийской области, другая соседка из Куляба, а эта ещё из другого региона.
Сейчас моя дочь работает в банке. Оставляет своего годовалого сына у соседки из Гиссара и идёт на работу. Оставляет ключи от квартиры другой соседке из Восе. После того, как меня назначили на должность председателя области, жена и дочь плакали и говорили, куда я уезжаю.
Они плакали и говорили: куда ты едешь, покидая прекрасный Душанбе и эту налаженную жизнь, едешь в Хорог. Во время каникул, дети, не могли выдержать в Хороге и неделю.
Многие из тех, кто сидит в этом зале, говорят, я не могу тебя поздравить, но желаю удачи и чести. Говорят, что прежние годы, если назначали кого – либо на должность председателя области, целую неделю пировали. Это было огромной радостью. Сегодня же я вернулся в родные места, а мои жена и дети плачут, мои знакомые и однокурсники говорят, мы тебя не поздравляем, но желаем успехов. Моя деятельность в глазах населения стала проблематичной, народ меня жалеет. Это серьёзный сигнал для каждого человека, живущего здесь, и имеющего честь и достоинство. Пусть он не приходит, пусть тот не придёт, пусть того не назначат, кто тогда будет здесь работать, кто будет здесь заниматься благоустройством. Если будет искажено мышление молодёжи, как они будут здесь жить.
Смотрите, сейчас, если отсюда мы направимся в Душанбе, то по дороге мы обязательно встретим 50 – 100 иностранных туристов, которые путешествуют на велосипедах по Таджикистану. Они едут из далёкой Швейцарии, из Франции, чтобы полюбоваться нашим Таджикистаном. К примеру, американцы, не только путешествуя, посетили Душанбе, но и знают каждый уголок Америки. Мы же, 99 процентов населения Бадахшана, не видели ни Хатлона , ни Согда. 98 процентов жителей этих областей не видели Бадахшан. Когда речь идёт о Хороге, родители тех студентов, которые поступают учиться в Хорогский государственный университет, начинают переживать за своих детей. Они беспокоятся, как их дети будут жить, и учиться в городе, где всюду криминал, воровство, наркомания. Все эти вопросы, которые сегодня стоят пред нами, они находятся в центре внимания в кругу каждой семьи. Как быть нашим детям, которые нигде не были, и ничему не научились. В жилом квартале Шошхоруг меня спросили, откуда поступает сюда оружие и наркотики. Сказали, почему не охраняем границу. Но сегодня даже такая держава, как Америка не может укрепить свою границу. У нас же речь идёт о границе Таджикистана и Афганистана, протяжённостью 1420 километров. Это, если имеешь миллион солдат и офицеров, то только так, как говорится, взявшись за руки, укрепили границу. Другого пути нет. Мы должны придерживаться советов и наставлений Лидера нации и руководства области. Мы должны своим поведением и мудростью, как в политическом плане, таки в плане мазхаба, всё согласовывать во благо. Нам не нужна чуждая культура. Мы против оружия и наркотиков.
Меня спросили, когда выйдут эти силы. уже Саймумин Сатторович ответил, здесь Таджикистан, сколько нужно и где нужно все силы останутся. если эти силы против народа мы с вами – активистами ответственны, чтобы эти вопросы донести до верха.Я обращался к Лидеру нации. Говорили об укреплении идеологической работы. Отметили, что в этом направлении имеются трудности.
Я сообщил, что в Хороге подачу воды осуществляют всего лишь один час. Глава государства тотчас же позвонил заместителю Премьер – министра страны. Сказал, что жители остались без воды, и чтобы как можно быстрее решили эту проблему. Всё это нужно для спокойствия и стабильности. Все эти проблемы будут решены. Известно, что сегодня Бадахшан обеспечивает себя на 30 процентов. Бадахшан может обеспечивать себя на 100 процентов, если будут поступать инвестиции. А инвестиции будут поступать тогда, когда царит спокойствие и стабильность. Ни в одном уголке мира государство не строит заводы и фабрики. Всё это осуществляет частный сектор. Однако для того, чтобы сюда приезжали туристы, инвесторы нужны, прежде всего, благоприятные условия. Кроме того, как создать надлежащий инвестиционный климат, здесь важнее всего нужен мир, стабильность и безопасность.
И когда приезжают сюда из – за пределов страны, то видят как в Бадахшане множество прекрасных мест, но они видят и то, что здесь имеется много проблем. За 25 лет мы уже привыкли к этой жизни, как говорят русские «Законам джунглей». Всё можно простить.
Как — то мы беседовали с одним человеком. Он сказал мне, что не понимает наших жителей. Убили 27 – летнего молодого человека, а его родители говорят, что они прощают. Если к детёнышу дикого хищника приблизиться другое животное, он тотчас же бросится спасать и оберегать его. Но здесь убили 27 – летнего сына, а родители говорят, мы простили. Я, конечно, понимаю политические извинения, так как другого пути и выхода не было, но когда случилось до такой степени такое горе, то здесь никакого прощения нет. Здесь даже и обижаться не нужно. Ни тебе и не мне. Ничто не может залечить эту рану, это пятно. Сегодня в средствах массовой информации много разговора об оружии, что не должны были делать этого, что мы знаем, откуда проступает это оружие.
Все знают об этом, знают на самом высоком уровне. Смотрели фильм, как сотрудники Государственного комитета национальной безопасности задержали тех лиц, у которых имелось оружие, и которые продают его. Были времена, когда давали деньги, собирали оружие, давали отчёты о сборе оружия. У населения должно было бы конфисковано оружие.
15 сентября представьте, если бы Президент сказал в месячный срок, уничтожьте всего преступные группировки, ликвидируйте их. Сейчас мы здесь не стояли бы с вами. Всё было в крови. Всё бы сгорело. Есть элементы, здравый смысл которых. Решает эти проблемы без войны и конфликтов. Говорят, давайте будем собирать оружие, создадим комиссию.
Это не картофель, и не хлопок, придёте и сдадите 50 килограммов. Имматшохзода сдаст 20 килограммов. Здесь есть законы. Это мы говорим в общем смысле без имён. Возможно через два – три года из этого автомата убьют человека. Потом скажут этот автомат, сдал Мирзоев. В 2012 году я видел, как с закрытыми лицами, через забор сбрасывали оружие. Сегодня в средствах массовой информации много различных толков, в особенности те, которые вдали от Родины, наставляют, советуют. Они не знают ни национальной гордости, ни законов. Выражаю признательность председателю государственного комитета национальной безопасности, генеральному прокурору и тем лицам, которые присутствуют здесь. Благодарю за помощь и поддержку, которую вы оказывали в течение месяца органам, и я уверен, что с этого часа и дня в Бадахшане наступит спокойствие. С этого дня будет обеспечено верховенство закона, и мы должны подготовиться к зиме. Что будет с дорогой, продовольствием, как создать тепло на объектах, заниматься повседневной жизнью. Государственные структуры должны заниматься конкретными делами и решением этих жизненно важных вопросов, а не заниматься сбором оружия.
Арамбегим МАХТОБШОХЗОДА , бывший председатель города Хорог :
Здесь было отмечено, почему мы не объединяемся и не боремся с этими преступниками? Потому, что вся общественность охвачена страхом, чувством безнадёжности. Но за это время всё так и продолжалось, всё это – безнаказанность преступников. Это логический результат конфликта, если преступник не будет привлечён к ответу, то он будет продолжать совершать свои преступления.
Каждая бадахшанская мать, бадахшанская женщина заявили нам, что не могут продолжать так жить. Почему преступники не отвечают пред законом? То есть настало время, когда все эти преступники должны отвечать перед законом.
Мы живём в спокойной Родине. Все матери и сёстры Бадахшана благодарны что живут и работают в стране, где благодаря Лидеру нации спокойно и стабильно. Все мы продолжим добрые традиции наших отцов и дедов по благоустройству и созиданию.
Одинашо МАРДОВ, первый заместитель председателя Ванчского района:
Я Первый заместитель председателя р. Ванч уроженец дехота Язгулом . Язгулом – эта такой регион, о котором многое говорят. Я слышал такие речи, что если в Хороге что-то произойдет, возможно народ Язгулома поддержит их. Я вам даю гарантию, что ни один язгуломец, ни в коем случае не примет участие в неправомерных делах, тем более в Хороге. И есть еще одна вещь. Это увлечение молодых ребят экстремистскими, террористическими и радикальными идеями. Тут важно отметить, возвращение наших ребят, которые учатся за рубежом. Уважаемый председатель, к счастью в 2018 году учащихся, которые учились за рубежом неофициально, вернул на родину.
В частности, при поддержке и защите лидера нации, уважаемого президента Эмомали Рахмона 5 человек, уроженцев Язгуляма вернулись недавно 28 сентября этого года домой. Только одну вещь хочу подчеркнуть и повторить – что касается увлечения молодежи экстремистскими, террористическими и радикальными идеями . Есть одна личность по имени или фамилии Кузов. Он из Язгуляма. Если бы он был хорошим человеком, такую фамилию или имя не носил бы. Так вот за рубежом, из Варшавы через средства массовой информации она объявил, что национальные вооруженные силы довлеют над народом Язгуляма. Что якобы на сегодня население Язгуляма от 20 тысяч человек сократилось почти 11 тысяч человек. И что якобы, никто не обращает внимание на беды и проблемы этого региона. Я приведу простой пример. Я от имени народа Язгуляма на имя Президента страны Лидера нации Эмомали Рахмона, которого народ нашего региона очень любит и уважает, приношу искреннюю признательность и благодарность. И еще хочу подчеркнуть. Большая часть молодых людей, которые увлеклись экстремистскими, террористическими и радикальными идеями это дело рук того самого Кузова. Этот Кузов не может внутри страны ничего сказать, и только из за рубежа пытается сбить с толку и с правильного пути нашу молодежь. Я уверен, что рано или поздно этот Кузов предстанет перед законом и ответит за свои гнусные дела.
Парвонаи ФАРРУХЗОД, член Совета Имамата Исмаилия в ГБАО:
Я, как представитель религиозной общины хочу выразить благодарность центральному хукумату. Действительно, если мы посмотрим на все с религиозной точки зрения, единственная страна, где последователи религии свободно соблюдают все свои обряды и обычаи – это наш Таджикистан, такого не увидишь ни в одной точке земли, ни в одной мусульманской стране. Единственная страна, где последователи мазхаба исмаилия могут спокойно отправлять свои религиозные традиции – это суверенный Таджикистан.
Как бы мы на это не смотрели: как гражданин, как религиозный деятель, прежде всего, мы должны быть благодарны за независимость, за мир и спокойствие, стабильность в этой стране. Наш лидер говорил всем нам, что в какой бы стране вы не находились, прославляйте свою страну, выражайте преданность, поднимите имя нашей страны, нашей нации на международной арене. Я вам могу со 100 процентной уверенностью сказать, что, где бы наш лидер не выступал, он всегда призывает к тому, чтобы в мире не было расточительства, не было экстремизма. К сожаленью, сегодня скажем так, мой брат, или сын, или сестра, допускают какое-нибудь расточительство. Но есть лица, которые злоупотребляют доверием, злоупотребляют соблюдением религиозных обычаев. Я прошу всех силовых структур не считать их членом религиозной общины, не считать их членом религиозных структур.
Основа, на которую опирается Исмаилия, освещена в главе 16 «Никто без письменного разрешения мавлон Хозир имом не имеет права использовать имя, личный стандарт, корону Имамата, флаг для каких-либо целей». Те, кто хотят использовать название Имамата, я хочу сказать, что Имамат не имеет и не будет иметь к ним отношения. мазхаб не для них. Напротив, с того момента, с 1994 года, когда Основатель мира и национального единства – Лидер нации создал нам условия, чтобы мы установили отношения с нашим духовным лидером, наш руководитель мазхаба нам подчеркнул, что мир, спокойствие, воздержание от оружия, наркотиков, от пьянства и всех тех проблем, с 1994 года будет звучать из уст руководителя мазхаба.